Участие СК в группе «Бабслей»

В конце 1997 г. у барабанщицы Екатерины Федоровой, имевшей опыт участия в музыкальных группах «С.К.А» («Союз коммерческого авангарда») , «Сказы Леса» и «ЗГА» возникла идея создания собственного женского коллектива, который исполнял бы кавер-версии народных песен. Как потом отмечала Е.Федорова в одном из своих интервью, проект возник практически в шутку, не имел коммерческой подоплеки и поначалу рассматривался ею самой как своеобразное развлечение. Катя бросила клич среди своих знакомых о поиске молодых и талантливых девушек для создания музыкальной группы. Вскоре на клич откликнулся Сергей Фирсов («Фирик»), сыгравший значительную роль в создании и становлении «Бабслея». Деятельный и энергичный «Фирик» стоял у истоков отечественного рок-движения (в свое время «кочегарил» в знаменитой «Камчатке» вместе с В.Цоем, А.Башлачевым, и первым директором «Аукциона» К.Белявским, там же в котельной постоянно «зависали» С.Курехин, Б.Гребенщиков, К.Кинчев, Ю.Шевчук, «духовный отец» «Митьков» Д.Шагин и другие видные деятели советского андеграунда) и обладал весомым авторитетом в музыкальной среде. Являвшийся в середине 80-х звукорежиссером легендарного ленинградского рок-клуба Фирсов стал одним из первых дистрибьютеров оформленных и качественно записанных магнитоальбомов советских рок-групп. В начале 90-х эта деятельность вышла на новый уровень – вчерашний «кочегар» принял участие в создании звукозаписывающего лейбла «Бомба-Питер», обзаведясь впоследствии сетью музыкальных магазинов и снискав славу одного из самых успешных российских «пиратов». До последнего времени он, к тому же «рулил» «клубом-музеем» «Камчатка» на месте знаменитой котельной. Не удивительно, что этот человек отлично знал всю питерскую музыкальную «тусу» и мог свести кого угодно и с кем угодно, равно как и поддержать любой молодой рок-коллектив. Именно Фирсов свел барабанщицу Федорову с большинством девушек, вошедших в первый состав «Бабслея», включая и Свету Шестерикову. Первой в группе, если не считать Е.Федорову, появилась Татьяна Аврамова (ныне – Татьяна Кочнева, жена лидера группы «Аэроплан» Николая Кочнева), успевшая попробовать себя бэк-вокалисткой в группе «СС-XX». В «Бабслее» она впервые взяла в руки бас-гитару. Появившаяся вслед за ней Светлана «Колибаба» взялась за аккордеон и гитары, с которыми также была знакома лишь «шапочно» - как с дополнительными инструментами в музыкальном училище. Одновременно со Светой в группу пришла ее однокурсница и приятельница Татьяна Прасс. Потом нашлись и остальные девушки, а состав группы достиг 7 человек (из них - три вокалистки, включая бессменную солистку Наталью Кордюкову). На тот момент не было ни названия, ни конкретной концепции проекта – Катя Федорова просто предложила девушкам собраться на имевшейся «точке» послушать игру друг друга и попробовать «сообразить» что-то вместе. Практически н икто из девушек толком играть не умел, а исполнительским искусством они овладевали в процессе творческих поисков и открытий. Название группы возникло с легкой руки (вернее – языка) приятеля Е.Федоровой, лидера фолк-коллективов «Сказы леса» и « Nord Folks » Андрея «Фиги» Кондратьева, который увидев в коридоре студии семерку великолепных молодых девушек с музыкальными инструментами, направляющихся на свою первую совместную репетицию, шутливо заметил, что это не группа, а «какой-то бабслей». Идея проекта «Бабслей» по словам Кати Федоровой «была спонтанна и шутлива», однако оказалась на редкость живучей и продуктивной. Первый концерт новоиспеченной группы, участники которой познакомились друг с другом лишь за месяц до этого, состоялся 6 марта 1998 года в питерском клубе «Молоко»: девушки выступали с более известным на тот момент коллективом «Чуфелла Марзуфелла». Выступлению предшествовало недопустимо малое количество репетиций, а песенный репертуар состоял всего из шести композиций, которые девушкам на дебютном концерте пришлось всячески растягивать и повторять по нескольку раз. Из всех участниц группы уверенно владела своим инструментом только Катя Федорова (когда-то училась играть у авангардного барабанщика А.Емельянова и со временем выработала собственную манеру игры), а навыки остальных девушек ограничивались разученными в музыкальных училищах учебными темами, что и обусловило ярко выраженный панковский саунд. Однако, несмотря на очевидный исполнительский бардак, группа была хорошо встречена публикой. На аудиторию произвела неизгладимое впечатление оригинальная манера девушек держаться на сцене. Поскольку играть они почти не умели, акцент был сделан на создание яркого шоу – публику они заводили за счет внутренней энергетики, пляски и танцы являлись неотъемлемой частью общего действа. С другой стороны, свою роль сыграл подкупающий задор и искренность немногочисленных композиций «бабслеек». Заявив о себе в качестве исполнительниц этно-панка, сами девушки обозначили свой стиль как «экстремальный девичий фольклор» или «бабс-фолк». В основе музыки группы лежало русское народное творчество, оформленное в жесткой хард-коровой и панковской стилистике вперемешку с танцевальными ритмами. Тексты первых композиций представлял собой слова народных песен, и лишь потом у группы стали появляться авторские вещи, исторически не являющиеся фольклором, но стилизованные под него. Этот налет народности, основанный на эксплуатации славянских мотивов как, например, в хитах «П i дманули Галю» и «Напилася я пьяна», стал «фирменной» особенностью группы. Другой «фишкой» являлся завуалированный феминистский протест по поводу повального засилья мужчин. Первые успехи послужили заделом активной концертной деятельности группы. В музыкальной среде прошел слух о появлении новой интересной команды и задорных девушек начали приглашать для выступлений в различные клубы Питера. Вскоре девичий коллектив давал в среднем по два концерта в неделю. После успешных концертов в «Там-Таме», «Грибоедове» и на других модных площадках Санкт-Петербурга на «Бабслей» обратили внимание члены жюри музыкальных конкурсов. Группа стала посещать музыкальные фестивали и форумы, а также гастролировать по различным городам России, включая Москву. В 1999 году «Бабслей» выступил на нескольких рок-фестивалях, включая фолк-марафон «Костомукша» в Карелии (вместе с такими командами, как трио «Loyko» из Ирландии и московской фолк-командой «Farlanders»). В том же в 1999 году на фестивале «Потерянное Детство» в Москве команде было присвоено звание «Лучшая женская группа по клубам Москвы». Начав свои выступления примерно в тоже время, что и группа «Ленинград» и постоянно пересекаясь с ним на различных площадках, девушки из «Бабслея» очень сильно сдружились с музыкантами из команды И.Вдовина и С.Шнурова. Катя Фёдорова даже заменяла барабанщика «Ленинграда» в случае его вынужденных отлучек из группы. Другими ближайшими друзьями «Бабслея» стали девушки из групп «Пеп-си» и эксцентричные «Колибри», являвшиеся тогда настоящими хедлайнерами музыкальных площадок: коллеги и подружки посещали концерты друг друга, а после довольно бурно отмечали эти события. По собственным признаниям Светы, время ее пребывания в девичьем коллективе остается одним из самых веселых периодов в ее жизни. Девушки развлекались, дурачились и веселились на сцене и вне ее, а пьяные пирушки юных «бабслеек» нередко превосходили аналогичные мероприятия отвязных и брутальных хлопцев из группы «Ленинград». Однако на определенном этапе в группе начали назревать творческие противоречия. Дамский коллектив в силу особенностей женских характеров априори является потенциальным конфликтным полем. Тяжелые отношения между участницами подобных команд - обычное дело. В случае с «Бабслеем» ситуация осложнялась еще и тем, что группа оказалась собранием ярких и талантливых личностей. Света «Колибаба» все меньше и меньше разделяла музыкальные идеи лидера группы Кати Федоровой. Более того, она настаивала на корректировке музыкальной концепции «Бабслея» в сторону менее авангардного звучания. Предложения Светланы поэксперементировать со стилями не нашли поддержки остальных участниц группы и Колибаба после некоторых раздумий покинула «Бабслей», который к тому времени уже не в полной мере соответствовал ее творческим запросам. На ее решение повлияло и то, что лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров пригласил ее поучаствовать в своем сольном проекте «Латекс». Не смотря на свой уход из группы, Светлана сохранила дружеские отношения с Е.Федоровой и другими девушками из первого, «ветеранского», состава «Бабслея», которому она отдала без малого два года. За период пребывания в группе Света отыграла на всех концертах фолк-банды, став свидетелем и одним из архитекторов ее творческого взлета, приняла участие в демо-записи первого альбома и снялась в дебютном видеоклипе группы. Через некоторое время после ухода Колибабы «Бабслей» выпустил полноценный альбом «Елдырина слобода», снял серию недурственных клипов и принял участие в нескольких заграничных рок-фестивалях. Записи группы получали хорошие рецензии, коллектив вел практически непрерывную концертную деятельность в клубах Питера, Москвы и Германии, однако на пике популярности он распался. Из самого первого состава «Бабслея» в группе осталась Наталья Кордюкова, а Екатерина Федорова с частью «бабслеек» основала совершенно новую группу «Ива Нова», исполняющую музыку в схожем стиле фолк-панк. Обе группы в настоящее время живы, выпускают альбомы и сосуществуют на клубных площадках Питера и Москвы, хотя коллектив Федоровой явно более успешен, чем потерявшая свою однополость и несколько утратившая былой драйв команда Кордюковой. Безусловно, опыт работы в первом составе «Бабслея» наложил определенный стилистический отпечаток на последующее собственное творчество Светы Колибабы, несмотря на все различия в музыке. Ее дебютному альбому «Не умею суп варить» присуща характерная для «Бабслея» панковская бесшабашность, а ее сценическое амплуа «очаровательной хулиганки» и зажигательная манера держаться на сцене полностью соответствуют стилю «бабслеек».
hist_t